— Разделяете ли вы точку зрения, которая предполагает, что мозг за нас всё решает, — ее сторонники апеллируют к известному вам эксперименту Либета. Действительно ли мозг может управлять нами без нашего ведома, как вы считаете?
— Вы меня толкаете поговорить, как философа, о душе, поэтому обратимся к Декарту. Он описывал так: душа — это духовная часть, и есть наша механическая, материалистическая часть, и это мозг. Далее тот же Декарт исписал огромное количество бумаги, где рассуждал о том, как же душа может соединяться с телом. И он, естественно, понимал, что если мы имеем душу, которая соединяется с телом, то они должны как-то взаимодействовать. Но как только наступает такое взаимодействие нематериального с материальным, наступает нарушение законов физики, а этого не может быть. Скорее всего, эта постановка вопроса просто неправомочная: мы против нашего мозга. И здесь приходится признать, что всё-таки мы и мозг — это в какой-то мере одно и то же, да?
А эксперимент Либета рассыпается, если на него внимательно посмотреть. Поскольку я делал много экспериментов на обезьянах, то как бы и производил этот эксперимент Либета. Я мог видеть, что до того, как обезьяна что-то сделала, она хочет сделать. То есть, например, если обезьяна держит рычаг и ей наобум надо повернуть направо или налево, уже по активности мозга я мог видеть, куда она готовится повернуть. Причем сама она, возможно, это и не осознавала, может быть, это была форма привычки, скажем.
Теперь давайте возьмем шире. То, что мы совершаем какие-то действия совершенно автоматически и наше сознание при этом не участвует, это общеизвестный факт. Скажем, вам стучат по коленке молотком, ваша коленка дергается — у меня происходит координированная активация каких-то мышц, я ни малейшего представления не имею о том, какие мышцы при этом активировались, в какой последовательности, за меня это решает мозг. Многое, многое, многое мозг сделает как бы бессознательно.
— Но если вы хотите вот этот вот стакан взять отсюда, это всё-таки ваше намерение.
— Да, но это не означает, что сознание и бессознательное — это совершенно разные какие-то вещи. Огромный массив обработки, которой занимается мозг, служит некой базой для сознания. Если убрать это, наше сознание полностью исчезнет, и тогда оно есть некая высшая надстройка над деятельностью мозга. Но неправомочно говорить: это сознание, а это бессознательное, потому что всё бессознательное служит для сознания. А эксперимент Либета некорректный, поскольку там слишком много было накручено, там испытуемым сказали: ты сейчас будешь делать движение, но перед тем, как ты будешь делать движение, ты должен оценить, хочется ли тебе сделать это движение или нет. Любая ментальная задача такого рода сопровождается некой активностью. Там довольно очевидно, что происходило следующее: человек начинал задумываться, желаю я сделать это движение — не желаю. Значит, активность увеличивается.
Есть другие эксперименты, где утверждается, что за 11 секунд можно предсказать действие. Но иногда можно вообще не заглядывать в мозг, а угадать, какую цифру загадает человек, просто дать ему задание загадывать случайные числа. Потому что человек не способен генерировать случайную востребованность, и он всегда начинает придерживаться какого-то алгоритма, и математический алгоритм может выявить этот алгоритм и разгадывать, что человек задумал.
— Под конец нашей беседы я хотела попросить вас прокомментировать еще одно входящее в моду понятие или явление — «супермозг». Реально ли людям общаться только невербально и сколько людей можно подключить к такой системе?
— Начнем с конца. Людей можно подключить сколько угодно, но нужно придумать правильную парадигму. Пока способы подключить один мозг к другому довольно примитивны. Скажем, я могу что-нибудь сгенерировать мозгом, а другого человека можно стукнуть транскраниальной магнитной стимуляцией, и у него как-то палец дернется. И пока все имеющиеся статьи сводятся к тому, что я захотел, а у другого человека дернулся палец. Но это очевидный результат. Вот когда придумают что-то менее очевидное — соединение одного мозга с другим десяти человек, сотни человек, тысячи, миллиона, оно может обрести какие-то интересные формы. И это уже можно будет назвать «супермозг», когда каждый человек решает какую-то свою задачу, но он не знает, чем в это время занят «супермозг», — а «супермозг» может решать суперзадачу.
— В заключение у меня вопрос совсем простой, «за жизнь». Был замечательный физиолог Иван Николаевич Пигарёв, недавно трагически погибший, он работал с кошками. Они у него по лаборатории бегали с электродами на голове. Он их очень любил и говорил о них как о полноценных сотрудниках: «Кошки, которые работают в нашей лаборатории». А с обезьянами какие отношения у исследователя?
— С обезьянами у каждого исследователя складываются разные отношения. То есть здесь я наблюдал большой спектр, вплоть до того, что действительно исследователь начинает как бы дружить со своей обезьяной, у них складываются доверительные отношения. Обезьяны тоже совершенно разные персоналии. А есть такого рода ученые, которые даже не смотрят на обезьяну, когда ее записывают. Вот ему нужно смотреть на осциллограф, где разряды нейронов, это его интересует. Так что здесь определенности нет.
— А вы как?
— Я, наверное, где-то между этими двумя гранями.