— А что насчет вымирания видов?
— Про вымирание видов сказать сложно, по сравнению с животными оно очень мало отмечено. Вообще, у меня есть два больших расстройства в жизни. Первое связано с моим кругосветным путешествием. Знаете, я вырос на учебниках географии, в которых красиво показывается, что где-то там есть дальние страны, тропики, дикая природа... Но когда я летел в Новую Зеландию через Америку, то с самолета увидел совершенно другую картинку. Огороды, карьеры (особенно в Индонезии), всё перепахано. Везде, кроме пустынь, прослеживались следы деятельности человека. Это было очень тяжкое впечатление, крушение мифов детства.
А второе разочарование случилось в Лейденском центре Naturalis в Нидерландах. Это хороший музей естественной истории, и при нём есть многоэтажное здание, где находится хранилище всех коллекций. Мой приятель предложил мне провести экскурсию, и я согласился.
У них там что-то вроде нашего зоологического музея: один этаж — по систематике птиц, другой — млекопитающие и т. д. Всё хранится очень аккуратно, по последнему слову науки и техники. И тут мы проходим еще один этаж — а там вперемешку всё! Я, естественно, поинтересовался: «Что вы здесь храните?» И мне сотрудники ответили: «Вы знаете, это особый этаж, куда мы помещаем все вымершие виды, сведения о которых за последние 50 лет отсутствуют». Я спрашиваю: «И много таких регистрируется?» А они говорят: «Позвоночных ежегодно — несколько десятков». Только позвоночных!.. Насекомых труднее отследить, как вы понимаете. То есть человечество уничтожает биоразнообразие, несмотря на все призывы и меры, с совершенно несдержанной скоростью.
Вроде все об этом слышали и знают, но когда ты воочию видишь эти коллекции, эти организмы, тушки и чучела красивые, которых уже нет в природе, конечно, это вызывает шок. Вы знаете, в середине прошлого века кто-то (уже точно не помню, кто именно) сказал одну вещь: «Человечеству не надо бояться ядерной войны. Оно погибнет под обломками рухнувшей биосферы». Я под этим целиком и полностью подписываюсь.
— Больно и правдиво!
— Да, к сожалению, такой обескураживающий вывод. В наше время, когда мы в школе проходили марксизм, значительная часть в литературе и истории была посвящена предшественникам марксизма — социалистам-утопистам. Вот я себя отношу к экологическим утопистам. То есть я считаю, что знаю, как именно надо устроить Землю, чтобы человечество нормально развивалось, чтобы сохранялась природа и баланс был соблюден. Грубо говоря, всё сводится к тому, что половина земного шара должна стать природоохранной территорией. А всё развитие, тоже экологически обоснованное, должно быть сосредоточено на другой половине, причем пропорционально — в разных странах, природных зонах и т. д. Вероятность этого с точки зрения экономического развития нулевая.
— И нет поводов для оптимизма?
— К сожалению, всё идет прогрессирующе. Но позитивный пример подали китайцы. Они колоссальные усилия тратят на восстановление природы, причем очень грамотно.
— Они же сейчас вроде бы считаются лидерами по площади рукотворных лесов?
— Причем не просто лесов — лес лесу рознь. Если везде эвкалипты сажать или американские сосны, то тоже будет лес, но произойдет жуткая катастрофа. Они восстанавливают именно природный ценоз — свои виды на научной основе. В это вкладываются огромные деньги, что очень воодушевляет.
— К слову, о научной основе. Сейчас новые технологии сильно меняют, а порой и вообще трансформируют некоторые области науки, — скажем, ту же самую палеонтологию. А как вашу область это затрагивает?
— На нас влияют два относительно новых методологических аспекта — это изотопный анализ и всё, что связано с молекулярной генетикой, с идентификацией организмов.
Что касается наших подходов, они тоже сейчас изменились. Может быть, они не столь революционны с точки зрения техники, но методологически, конечно, это очень сильный прорыв. Мы пытаемся исследовать два компонента, которые раньше не имели такого значения: филогенетическую структуру сообществ и функциональную. В направлении филогенетики мы рассматриваем сообщество как совокупность видов, которые здесь обитают, и смотрим, насколько они близкородственные по сравнению с окружающей случайной выборкой. Это более простая задача, такое связующее звено между экологией и эволюционным учением. А второе, более широкое и тоже с этим связанное направление, — представление о функциональных признаках и функциональном разнообразии сообществ. Грубо говоря, у видов имеются самые разные признаки, которые, как считается, важны для выживаемости и которые легко измерить. Например, для листа это — толщина, содержание воды, размеры, даже площадь одного грамма. А дальше мы смотрим, как организовано сообщество. Выбранный признак важен или не важен? Насколько по этому признаку виды, которые здесь распространены, отличаются от случайной выборки местной флоры? Они более крупнолистные или менее? И другой важный вопрос: чтобы доминировать в сообществе, этот признак важен или нет? Это большая работа, ведь надо много видов изучить, измерить. Но, слава богу, нас РНФ поддерживает, огромное спасибо Фонду.
— Получается, вы ищете какой-то такой определяющий признак?
— Мы ищем признаки, которые влияют на распространение вида. Насколько они определяющие — это, конечно, сложнее сказать. Но, по крайней мере, мы знаем, что тот или иной вид в сообществе не случаен. Идет отбор. Однако каждый таксон тоже имеет свой предел с точки зрения варьирования признаков. Это играет большую роль, а для высокогорья — особенно. Меня поразило, что, где бы ты ни был — в горах Новой Зеландии, Африки, в Тибете, на Кавказе, — находишь одни и те же семейства растений. Рода по большей части тоже очень сходные или те же — только виды разные. Представьте, в Африке гора возвышается над тропическими лесами, там богатейшее, огромнейшее разнообразие семейств! А поднимаемся вверх — и что видим? Лютики, хохлатки, бодяки, мятлики, осоки! То же самое, что и у нас. То есть условия среды — высокогорья — пропускают очень немногие растения.
— Получается, хорошо быть лютиком? Он у нас Тамерлана пережил! В горы забрался!
— Да. [Смеется.]
— А есть ли у вас научная мечта?
— Объяснить, как устроен мир, на примере изучаемых сообществ.
— Объяснить, как устроен мир, — это очень глобально звучит!
— Хочется понять, как устроена живая природа в разных ее проявлениях и почему именно эти организмы здесь живут в том или ином соотношении. Какие механизмы формируют природные сообщества, как их сохранить, что нужно делать, чтобы они не исчезли. Что позволяет им сосуществовать устойчиво, поддерживаться? И, соответственно, достоверно прогнозировать, что будет при тех или иных изменениях среды. Какие-то кусочки этого мы сделали, но до полной картины нам далеко. Знаете, однажды мой приятель Алексей Кондрашов, известный популяционный генетик, с которым мы начинали работу, сказал: «Ты смотришь на луг. Разрушить его — всё равно что два шага сделать, раскопать можно попросту. А вот познать!.. На это не одно десятилетие нужно». Это мы и пытаемся сделать.
— Это очень лирично! То есть такая жажда познания, выходит?
— Естественно! Цель жизни и цель этой деятельности — познать мир вокруг в конкретном его проявлении.